Пожар на заводе: как это было

14 апреля 1993 года на заводе двигателей произошло событие, которое разделило историю КАМАЗа на «до» и «после».
На предприятии успешно прошли учения по противопожарной безопасности, а через несколько часов вспыхнул настоящий пожар. В 19:05, когда вторая смена рабочих находилась на обеденном перерыве, загорелась электрическая подстанция.
Пожар на заводе Камаз: как это было
Вскоре произошел взрыв в трансформаторном блоке. Пожар охватывал всё новые площади с бешеной скоростью. Через шахту вентиляции пламя попало на крышу, покрытую гудроном, который мгновенно вспыхнул. Огненный столб поднимался над зданием завода на высоту более ста метров.


Бригады пожарных не могли попасть внутрь: из-за пожара не сработал электроподъемник на воротах. Открывать их пришлось вручную, а держать при помощи электрокаров. Драгоценное время было упущено.


Пожар продолжался около 5 часов. В бушующем огне погибло практически всё оборудование. Обрушившаяся крыша превратила здание завода двигателей в груду искореженного металла. Даже придавленный кровлей, пожар не сразу прекратился. Еще долгое время продолжали вспыхивать технические жидкости, оставшиеся в подземных каналах.


Человеческих жертв чудом удалось избежать. Вторую смену завода (около 4000 человек) благополучно эвакуировали из главного корпуса. Позднее комиссия, специально созданная для расследования причины возгорания, сделала выводы, что пожар начался из-за короткого замыкания.


Ущерб от этого бедствия был огромен: в денежном эквиваленте по примерным оценкам он составил более 350 млрд рублей. Производственная цепочка КАМАЗа потеряла одно из главных звеньев. Собранных двигателей для комплектации грузовиков оставалось всего на два дня.


Восстановить сгоревшее оборудование было практически невозможно. Для приобретения нового требовалось время: в 70-х годах прошлого столетия станки и производственные линии специально для КАМАЗа создавались по всему миру (Германия, Италия, США, союзные республики).


7 лет КАМАЗ, не остановивший производство, продавал грузовики ниже их себестоимости. Жители Набережных Челнов, для большинства которых автогигант был источником основного дохода, жили в условиях жесточайшего кризиса.