набережные челны

Пожар на заводе двигателей

14 апреля 1993 год

Где взять деньги?

Пожар на КАМАЗе стал ударом для всей городской системы. Мечты челнинцев о благополучии развеялись вместе с пеплом от сгоревшего завода. На восстановление нужно было много сил, времени и средств.

Практически сразу после пожара на движках первый мэр регулярно начал проводить совещания на предприятиях Челнов. С самого начала он решил для себя, что руководителей, съевших в своём деле не один пуд соли, могут убедить только конкретные выкладки, понятные им цифры и факты.

Говорил, по своему обыкновению, просто и доступно: люди, живущие в одном с вами городе, приходят к вам на работу. Вы благодаря им получаете прибыль. Потом они идут к нам за местом в садик, а у нас ничего нет! Кто о них должен побеспокоиться? Значит, надо исправно платить налоги, так устроена наша система.
Где взять деньги?
Проанализировали всех

Проанализировали всех

Плотнее, чем прежде, начали взаимодействовать с КБК, с КГЭС, с ЗТЭО. Р. Алтынбаев провёл там сначала ряд частных, а потом одно большое совещание, на которых разобрал вклад каждого из них в городской бюджет.

Например, КБК платит такое-то количество налогов. А городу обеспечение одного жителя в плане медицинского обслуживания, образования, содержания дорог, детских садов, благоустройства и пр. обходится в такую-то сумму. Это же всё реальные затраты, и на них откуда-то надо брать деньги.

Рафгат Закиевич помнит, как были поражены такими выкладками участники совещания: он, градоначальник, как высокопрофессиональный экономист наглядно показал, как каждое предприятие решает проблему социального обеспечения населения Набережных Челнов.

– Чтобы каким-то образом поддержать финансовое состояние города, тем более после такой катастрофы, мне пришла в голову идея провести маржинальный анализ – чтобы было ясно, какую маржу получает предприятие, то есть, сколько оно зарабатывает.

А затрат оказалось более чем достаточно! Содержали базы отдыха, пионерские лагеря, в том числе и на берегу моря, да просто свободные земли, которые не используют, а налог на них платят исправно.

Сбросить лишнее

Аппарат мэрии сделал глубокое экономическое исследование по каждой организации. Затем системно, по графику, мэр начал встречаться с каждым коллективом, где задавал вопросы: зачем вам эта база отдыха? Или недостроенный корпус? Этих «зачем» набегал не один десяток.

Потом выводили цифру их бесполезных расходов и объясняли, что это снижает налоговые поступления. Устранив все эти потери, предприятие получило бы более низкую себестоимость продукции, а прибыль в итоге пошла бы вверх.

Тем самым – в дополнение к малому и среднему бизнесу – управленцы смогли оптимизировать расходы предприятий и организаций города и увеличить налоги, так необходимые для решения социальных проблем челнинцев. Причём, такую работу осуществили в Татарстане первыми.

Сбросить лишнее
Привлекли профсоюзы

Привлекли профсоюзы

Файруза Мустафина, зам мэра по образованию, культуре и медицине, вспоминает встречу с руководителями общественных организаций вскоре после пожара на движках:

– Это была идея Алтынбаева – мы решили пригласить в зал администрации города всех председателей профсоюзных комитетов КАМАЗа. Можете мне поверить, это был непростой шаг. Требовалась большая смелость – посмотреть этим людям в глаза и попытаться с ними объясниться.

Зал был полон, и я помню этот разговор, словно он состоялся вчера. Председатели первичных профсоюзных ячеек – мощный актив, энергичный, языкастый, они привыкли выдвигать руководителям требования и добиваться их исполнения. У них был авторитет, они вели за собой трудовые коллективы. Цель встречи обозначили так: определить, как мы будем жить, куда дальше двигаться.

Я помню, вышла на сцену, чтобы открыть это собрание. Только хотела предоставить слово Рафгату Закиевичу, как услышала в зале какой-то ропот. У меня возникло ощущение, что люди не хотят нас слушать. И тогда я сделала то, чего не делала никогда: встала с места и ударила кулаком по столу.

– Я очень прошу зал успокоиться, – сказала громко, стараясь, чтобы голос не дрогнул. – Не вы пригласили мэрию города на разговор. Это мэрия пригласила вас для того, чтобы посоветоваться. Поэтому будьте добры, выслушайте то, что вам хочет сказать руководитель города, а потом в порядке очереди письменно или устно, как вам удобнее, подавайте свои предложения.

Зал мгновенно прореагировал и успокоился, у нас пошёл деловой и конструктивный разговор. Р. З. Алтынбаев рассказал, что у мэрии тоже немалые сложности: практически нет налогов, а это повлияет на образование, здравоохранение, поэтому в этих сферах будут проблемы. Но мы не ждём, добавил он тут же, милостей ниоткуда – продолжаем идти вперёд, находим и развиваем новые формы работы. И поэтому просим профсоюзные организации КАМАЗа более тесно работать с народом и разъяснять им, что происходит в стране и в городе.

Да, камазовцы сильно пострадали, но ещё сильнее пострадали прочие жители города, потому что не стало главных поступлений в бюджет. Мы должны быть единым кулаком – не могут город и КАМАЗ двигаться в разные стороны.

Зарплату – под проценты

С очевидной досадой первый мэр вспоминает о том, как выбивал для города зарплату бюджетникам и как пытался оставить в Челнах часть подоходного налога:

– Многие ведь всерьёз полагали, что это от мэрии зависит, получат они деньги за свой труд или нет. Я вам так скажу: когда я обратился с просьбой выдать для города первую зарплату, мне было сказано открытым текстом: денег нет, в том числе и в республике. Поехал в Москву, как сейчас помню, в «Связь-банк» и с огромным трудом уговорил руководителя банка выдать городу деньги.

Выдали, но под 48%! А потом мне некоторые наши «друзья» предлагали под 98 % Я, конечно, брал, скрепя сердце, а сам между тем думал: неужели только мне одному нужны люди, желающие получить свой законный заработок? Ведь мы все живём в одном пространстве, как же можно так наживаться на беде?

И тем не менее, мы всё это прошли. Никому ведь тогда не могли рассказать, что пришлось брать средства на зарплату учителям, врачам, прочим бюджетникам с такими грабительскими накрутками. Мы постоянно размышляли, как нам закрыть эту дыру.

Посмотрим, например, все налоги. Есть такие (тот же подоходный, налог на прибыль и пр.), которые сначала уходят «наверх», в казну республики, а потом часть их возвращают нам. Говорю: а какой смысл гонять средства туда-сюда?

Чтобы лишнюю армию чиновников обеспечивать работой? Нам это не нужно. Не проще ли сразу положенный процент оставлять у себя? Ну да, как же, кто там, наверху, с этим согласится.

Да и сейчас происходит то же самое. Вся бюджетная система России выстроена отнюдь не в пользу управления на местах. Позже мне довелось участвовать в формировании закона о местном самоуправлении. Я тогда сказал: всё хорошо, закон нормальный. Но при одном условии: если мы в тот же день не примем закон о финансовом обеспечении местного самоуправления, работать он не будет! Так оно и получилось. И сегодня у местного самоуправления денег нет.

Зарплату – под проценты
По материалам книги Т. И. Дроновой «Команда А: Путь к цели»