Челны сами себя прокормят

Агропарк. Савхоз "Весенний". Мясокомбинат. Молокозавод
Челнинцам - лучшие продукты
Полное жизнеобеспечение населения
Когда город и КАМАЗ ещё только строились, в планах, проектах и замыслах уже был пункт полного жизнеобеспечения населения. Рафгат Алтынбаев идею полностью поддерживал. Руководство хотело, чтобы Челны ни от кого не зависели в сфере питания и горожане получали только эко-продукцию.
Создали аграрный отдел

Целый ряд челнинских предприятий относился к разряду тех, кто обеспечивал город продуктами. Это молзавод, мясокомбинат, пищекомбинат, хлебокомбинат. То есть перерабатывающая промышленность.


А ведь для переработки надо где-то достать сырьё! Собственно, Тукаевский район и создан был для того, чтобы кормить город. И созданием аграрного отдела мэрия увязала село с внутригородской переработкой. Вице-мэром по аграрным вопросам стал Васил Хазеев, и когда он ушёл, отдел остался.

Переработчиками поставили жёсткое условие: если кому-то захочется заработать побольше, вывозя свою продукцию на сторону, то эти попытки будут пресекаться на корню. Вся продукция Тукаевского и соседних районов должна была оставаться в городе, идти в местную переработку, попадать на стол населению нашего города. И только если возникали излишки, допускалась продажа на стороне.


– Появился совхоз «Весенний», красавец был! – вспоминает Рафгат Алтынбаев. – Своё производство грибов было, выращивали шампиньоны. Я сам все эти стройки курировал. И где оно всё теперь? Где был «Весенний», сейчас пустырь – всё растащили. И никто не отстоял.

Снижали цены, как могли
Прежде всего первый мэр боролся за снижение цен на продукты питания
Есть мнение, что настоящий мэр – тот, кто больше всего заботится не об успешной работе промышленных предприятий, а о повседневных потребностях горожан. В том числе и об их продуктовой корзине. С продуктами в 90-е было непросто.

– Вот сейчас в торговые сети что только не завозят! – восклицает Рафгат Закиевич. – С одной стороны, это неплохо. У покупателей появилась возможность самостоятельного выбора, и тем не менее – разве сегодня городские власти не должны задумываться о том, почему тот или иной товар так дорого стоит? Да, рынок, да, народ голосует рублём, но тогда у него должен быть и такой выбор: купить дорогой товар или аналогичный, но подешевле.

И до пожара на заводе двигателей, и в особенности после в городе неуклонно внедрялись программы по облегчению жизни населения. И прежде всего первый мэр боролся за снижение цен на продукты питания тех предприятий, которые работают в Челнах. Молокозавод, хлебозавод, мясокомбинат, пищекомбинат, рыбозавод, совхоз «Весенний», птицефабрика — это была целая пищевая индустрия. Поощрялось всё, что давало возможность предприятию хоть немного удешевить свой товар.
Самый дешёвый хлеб

Предприятие «Челны-хлеб» ради снижения цены разработало целую систему мер. Обзавелись своей артезианской скважиной, собственным источником энергии и теплового обеспечения.

Мало того, генеральный директор фирмы «Челны-хлеб» даже брал в своё время в аренду землю у колхозов и совхозов и выращивал свой хлеб!
Р. Юнусов и его коллектив рассуждали так: лучше самим произвести зерно, чем покупать его в Краснодаре и переплачивать за доставку.

То есть это была целая программа по снижению цен на всю выпечку. В Челнах тогда был самый дешёвый хлеб.
Лучшая переработка
Второй момент, на котором всегда настаивал мэр, – акцент на более углублённую переработку продукции.
– Возьмём мясокомбинат, – объяснял Рафгат Закиевич. – Конечно, проще всего с туши снять шкуру и выбросить её вместе с потрохами. Но себестоимость мяса от этого вырастет. А можно при хозяйском подходе пустить в дело всё, вплоть до рогов, копыт и костей. Мы рассматривали все варианты, и за счёт их внедрения предприятия постепенно добивались искомого результата.

Или молокозавод — вот уж где виделось огромное поле для поиска резервов. Я часто ездил по магазинам, изучал в частности и молочные прилавки. Вижу: лежит сметана 20-ти, 15-ти, 10%-ной жирности. Кефир – 3,5, 3,2, 2,5, 1,5%. Говорю руководителям: вы же знаете, времена нынче непростые, денег у народа нет. Что в такой ситуации важно? Купить вкусный, но недорогой продукт, чтобы и сам был сыт, и домочадцы накормлены.
Нет возможности у людей покупать деликатесы – значит, надо дать населению те продукты, которые ему по карману. И это несомненная заслуга мэра, что челнинские молочники наладили выпуск 1%-го и обезжиренного кефира, сыворотки, на которой хозяйки пекли оладушки, а также низкокалорийного творога.
И ещё он неизменно говорил о том, чтобы руководители предприятий отслеживали уровень средней заработной платы в городе. Предлагал им брать у статистиков данные по разным категориям населения. Исходя из этих данных, говорил мэр, вы и выпускайте свою продукцию. Только в этом случае она не будет залеживаться на прилавках.

По материалам книги Т. И. Дроновой «Команда А: Путь к цели»